Промышленный чиллер является специализированным устройством, используемым для охлаждения в различных сферах, в том числе коммерции. Неважно где он применяется — в системах кондиционирования, охлаждении оборудования или в холодильных установках — правильный выбор жидкости это залог поддержания их стабильной работы.
Выбор теплоносителя для чиллера не всегда очевиден, поскольку зависит от множества тонкостей: температуры окружающей среды, типа оборудования, его специфики, а также требований к безопасности и экологии. В этой статье мы рассмотрим, какие хладагенты чаще всего используются и какими свойствами они отличаются друг от друга.
Для функционирования агрегата необходим теплоноситель — жидкость, которая будет поглощать и переносить тепло. Основные требования для теплоносителя выглядят так:
- передача тепла – жидкая среда должна передавать тепло от устройства или помещения, которое необходимо охладить, в теплообменник;
- устойчивость к морозу – есть разные условия эксплуатации, агент должен быть стойким к отрицательной температуре;
- антикоррозионные свойства – некоторые виды хладагентов создают условия для образования вредной среды на внутренних элементах системы и это негативно сказывается на работоспособность.
Что заливают в чиллер?
Наиболее распространённые жидкости, которые заливают в чиллеры, — это вода и растворы на основе гликолей. Каждый из них имеет свои плюсы и недостатки, и выбор зависит от условий и требований. Вода является наиболее простым и распространенным хладагентом, потому что обладает высокой удельной теплоемкостью и хорошо передает тепло. Она доступна и имеет низкую стоимость, а также экологически чиста и безопасна для окружающей среды.
Но, присутствует ряд ограничений из-за ее физических свойств: замерзает при нулевой температуре. Обычно эти задачи решают следующим путем:
- добавляют специальные присадки;
- пользуются антикоррозийными составами;
- деминерализуют воду;
- заменяют на антифриз.
Чиллеры, которые работают в мороз – не редкость, и использование воды отпадает. На сцену выходят хладагенты на основе гликолей, которые могут функционировать в отрицательных значениях температуры.
Что можно заливать в чиллер?
Наиболее подходящими жидкостными охладителями для оборудования являются:
- дистиллированная или деминерализованная вода;
- гликолевые составы – пропилен- и этилен-;
- фреоны.
Не будет лишним знать о жидкостях, которые ни в коем случае не стоит использовать:
- водопроводную воду – способствует образованию накипи, содержит соли;
- неочищенную – в ней множество примесей, которые создают осадок;
- любые нефтепродукты и масла – приводят к повреждениям и ухудшают передачу тепла;
- старые хладагенты – чревато несовместимостью и загрязнениями;
- «самозамесы» – это прямое нарушение техники безопасности.
Чем охлаждает чиллер?
Так как мы разобрались с тем, что можно заливать в систему, давайте рассмотрим жидкости более развернуто.
Этиленгликоль (C2H6O2) это востребованный антифриз для охлаждающих установок. Среди его преимуществ выделяются:
- эффективное охлаждение, так как химическое соединение имеет высокую теплопроводность;
- широкий температурный диапазон позволяет использовать хладагент близких до экстремально низких температур, до -60° градусов Цельсия;
- низкая стоимость – значительно дешевле других видов антифризов, что делает его выгодным теплоносителем.
Несмотря на преимущества, этиленгликоль имеет существенный недостаток — токсичность. Это химическое вещество небезопасно для человека и окружающей среды. Его утечки могут представлять серьезную опасность, особенно в тех случаях, когда чиллер работает в жилых домах. Из-за этого его чаще всего используют на промышленных объектах, где риски контакта с этим многоатомным спиртом сведены до минимума.
Читайте также чем опасен хладагент для человека
Явным конкурентом этилену являет пропиленгликоль (C3H8O2) — это наименее опасный антифриз, который часто применяется в системах охлаждения, где уделено особое внимание безопасности. Основные его достоинства выглядят таким образом:
- он относительно нетоксичен и не представляет серьезной угрозы для здоровья человека, что делает его подходящим для использования, например, в жилом секторе;
- этот вид антифриза помогает предотвратить коррозию, что важно для увеличения срока службы любого оборудования;
- как и этиленгликоль, пропиленгликоль работает в низких температурах, но эффективность снижается при очень низких значениях.
Пропиленгликоль стоит дороже и имеет более низкую проводимость тепла, что снижает показатели эффективного охлаждения чиллера. Но безопасность его использования и экологичность часто перевешивают этот недостаток, когда заходит речь про общественную инфраструктуру.
Это интересно: как пропиленгликоль используют в отоплении
Что чаще всего используется в качестве хладагента в чиллерах?
История использования фреонов уходит корнями в начало девятнадцатого века, когда первые методы охлаждения использовали аммиак. Но это небезопасное и сложное дело для того времени. С тех пор было синтезировано немало фреонов, от многих из которых отказались в 1987 году. Современные фреоны также могут заливаться в чиллеры.
В целом — это семейство газов, которые обладают отличными тепловыми характеристиками. Сейчас используются следующие хладагенты:
- R134A – подойдет для систем со средней степенью давления. Он широко распространен, стабилен и доступен. Но также имеет высокий потенциал глобального потепления (GWP), что делает его менее предпочтительным с точки зрения экологии.
- R410A – незаменим в отраслях, где системы рассчитаны на высокое давление. Он производительнее в отношении энергии с предыдущим, то также обладает высоким индексом GWP.
- R407C – предпочтителен для жестких экологических требований. Из тройки газов у него наименьшее влияние на окружающую среду.
Синтезирование новых фреонов не стоит на месте. Например, появился R123YF, который сочетает в себе эффективность охлаждения и низкое воздействие на природу. Подобрать жидкость для заправки гораздо проще, зная ее характеристики и условия, в которых она может эксплуатироваться. Выбирая подходящий хладагент для заправки, вы обеспечите надежную и правильную работу чиллера, что, как минимум, приведет к снижению затрат на обслуживание.
